lead
«Кто мои конкуренты в личном плане?»

Путь разработчика. Часть 0хE. Делегируй это

8 января, 2020
5 минут(ы) чтения

Жизнь есть борьба и борьба следующая: ты приходишь в несовершенный мир и пытаешься сделать его совершеннее, рубя углы и шлифуя поверхность. Шлифую свою квадратность, в надежде превратиться во что-то круглое. Сдвигаюсь с равновесия, с силой сбивая сопутствующие глыбы на пути в неизвестное.

Совсем недавно, появившийся интернет давал мне утраченное желание задавать вопросы и получать альтернативные ответы на каждый из них. Я использовал поисковые машины, усложнял запросы, чтобы найти то, что затем сформируется в одно слово — контент. Постепенно я выбирал только понравившиеся сайты, выгружал их RSS и читал статьи только от понравившихся авторов, которые затем назовут себя блогерами. Затем и это процесс значительно упростился. Я доверился алгоритмам корпораций, которое формировало тренды на основе моего профиля, используя машинное обучение формируя списки «умных лент». Но и это изжило себя: сайты будто перешли на задний план, основные действия, вся жизнь перетекла в более точные группы по локализованным интересам. Интернет стал другим.

Подели свою жизнь на спринты и будь собственным заказчиком своей жизни

К этому времени мне стукнуло 27 лет. Этот тот самый возраст, когда происходит научно доказанное снижение агрессии, вместе с заметным уменьшением уровня креативности. Обычная биохимия тела. Эту маленькую смерть я переживал по-своему трагически, как карьерно, так и в личном плане, о чем можно поведать в моей Поэхе. Профессионально уставши от вертикального роста я сделал шаг в сторону, совершив горизонтальный маневр.

«Относись к себе, будто ты имеешь ценность. Инвестируй в опыт. Так твои сотрудники будут благодарны тебе. Поощряй их работу. Обеспечь им всем, что им нужно и добавь щепотку больше. Дай им свободу. Научи их пользоваться ею. Воодушеви их творить то, что они сами хотят творить. И, главное, цени их труд». — Так я думал в 2014. Когда стал тимлидом многое в этих взглядах изменилось.

В каске

Управление людьми крайне сложный, но захватывающий процесс, который состоит из большого числа этапов, которые не так просто гнозисно культивировать в привычный инженерный конвейер спринтов. Все не может начаться с простого найма специалистов. Есть процесс стоящий выше него, словно ориентир, — понимание смысла существования целесообразности проекта с точки зрения полезности в позитивной ценности. как для производителя, так и для потребителя. Не поняв этого, почти невозможно проксировать хотелки от бизнеса к подчиненным.

IMG 0048
Чистота должна быть первична

Витающий дух продукта сложно заметить под наросшими слоями бюрократии, бессмысленных брейнштормов и других заполняющих рабочее время собраний. Потому я склонен считать, что руководящие должности старейших компаний столь высокооплачиваемые именно по причине сложности получения того почти утерянного стимула, ради которого и было создано бизнес-предприятие. Со временем, в жалких попытках набрать толковых людей, не вычистившись хорошенько внутри, затаившаяся некомпетентность стекается в крайнюю степень безответственности.

Все знают, большее сложнее контролировать. Увеличение штата знаменуется бурным расцветом бюрократии. Вводятся все усложняющие регламенты, якобы созданные под соусом успешной стратегии развития. Чушь. Основная причина есть попытка структурирования работы, что значит определение точных сроков. Люди неточные существа, и поэтому на точность смотрят мистически, наделяя ее сверхчеловеческими качествами.

Работа превращается в однообразие, теряется ее художественная ценность, что в целом плохо подходит для фундаментальных прорывов. Это отражается на всем спектре общества и достигает апогея в государстве. Большие задачи дробятся на малые, которые раздаются на целые отделы, а на выходе получается тупая бессмысленная неинтересная работа, без видения целого, зато с красивыми графиками и удобной документацией. Одна из задач тимлидов как раз и заключается в придании смысла работы, какой бы скучной она не была.

Разобравшись с духом продукта, следует заполнить его «телами» сотрудников. Господствуй с помощью личности, а не распоряжений. Давай отрицательные оценки только тогда, когда нельзя без них обойтись. Результирующая форма также напрямую зависит от множества факторов, одним из важнейший пунктов которой, является профессионализм каждого в своей сфере. Для руководителей это похоже на конструктор, где каждая деталь должна точно встать на свое место, заметно укрепив скелет конструкции.

Выстроить команду для разработки единого поддерживаемого продукта непросто. Найти хороших специалистов еще сложнее. Превратить вчерашних студентов в хакеров нереально. Выявить хакеров среди разработчиков можно: они не предпочитают мейнстримные решения. Проще говоря, предпочтут гибкие, открытые продукты проприетарным. Они любят чистоту Lisp, изящество Haskell и ненавидят Java и ей подобное. Им нужна свобода границ интересного проекта, рабочего времени, политической и экономической свободы. Они гики, которые выяснили что находится под капотом высокотехнологичной разработки. Они не работают в привычном понимании, они устанавливают планку, прежде всего для самих себя. Хакеры любят работать вместе, именно для них организовывают митапы и хакатоны. Их кредо — причина основного вклада в OpenSource. Они педантичны, благодаря чему, им разрешается многое. Чтобы работать с хакерами, нужно самому следовать кредо хакера.

Антипод хакера — вайтишник раздолбай, незаконно желающий пользоваться всеми свободами, которые выпросили хакеры у бизнеса в прошлых поколениях. Раздолбаи ломают бизнесы своей ленью и крушат стартапы своей некомпетентностью. Им не нужны интересные проекты, они не внушаются их идеям. Они предпочитают готовые движки и популярные инструменты. Оплата раздолбаев зачастую полностью зависима за их часовое «сидение» на работе. Раздолбаи контрибьютят в OpenSource ради повышения HR-метрик, необходимых для легкого перехода в другую контору. Что еще сильнее запутывает охоту за головами айтишников, делая подбор похожей на лотерею и выстреливанию из пушки по воробьям. Одержимые хорошей зарплатой, раздолбаи, выучившие JavaScript по тонким книжкам и создавшие бажный Pet-проект, становятся вечными джунами, обучение которых при найме кладется на плечи компании, погнавшуюся за дешевым прайсом. Скупой платит дважды, тупой трижды.

Определить компетентность разработчиков просто: дайте сделать одну и ту же задачу нескольким разным группам. По их реализации определяйте кого повысить, а кого уволить. Затем увольняйте людей быстро, а набирайте медленно. И, конечно, вознаграждайте тех, кто показал исключительные достижения, превысив все ожидания.

Интернет

Многие вайтишники спрашивают в какой момент джун станет мидлом, и сколько лет требуется чтобы стать senior или principal engineer? Что же, если не брать в расчету оплату, которая не зависит от навыков и определяется рынком по стоимости его профессиональной значимости, я примерно знаю ответ. Именно ответственность данная сотруднику отвечает за профессиональный рост на работе.
Джун делает минимальные правки, которые не затрагивают то, что принято называть ядром проекта. Мидл в некоторых случаях способен взять целиком под свою ответственность работоспособность определенного функционала. Авторитет следует заслужить. Сумеет с успехом справиться с этим, сохранив прежний процесс разработки с поддержкой и непременно станет синьором.
На рынке работы, как и в любой сложной системе, работают правила естественного отбора, разделяющий толпы джунов и горстку синьоров. Класс мидлов, по-сути представляет из себя привычный средний класс, недостаточно прокаченный и без исключительного опыта, чтобы получить лучшие права, но уже достаточно умеющий и знающий, чтобы устать от тупого манкикодинга.

Тимлид выплывает из этой схемы в совсем другую область. Он становится ответственным за компетенцию всей команды в целом. Не будет нести такой ответственности, не будет синергии, возможности каждого члена команды будут бездарно растрачены впустую. Поэтому так важно наставлять каждого сотрудника, обеспечивать рост возможностей команды в целом, в ином случае все скатится по тираническому сценарию, и команда будет повинна в своей гибели.

Единственный способ оценить возможности инженера — поработать вместе с ним над какой-нибудь задачей.

Аноним

Это незаменимый человек для решения нетривиальных, отличных от кодинга, вопросов, тратит большую часть своего рабочего времени на постановку задач, контролирует их результат, а также консультирует работу команды стратегически в противовес тактическим сценариям свойственным менеджерам, скрам-мастерам и прочим *мастерам. В РФ, к сожалению, принято на такое выдвигать отдельного менеджера, что объяснимо с точки зрения общей отсталости технического наследия.
Ответственность за человека, вот что действительно входит в его обязанности. Когда падает сервер, перегреваются и выходят из строя массивы дисков это одно, но когда перегорает сотрудник это совсем другое. Все завязано: программисты тратят свои нервы на оптимизацию алгоритмов, чтобы не портить нервы пользователей фризами. Менеджеры тратят свои нервы, чтобы не портить нервы программистов от изменений хотелок заказчиков. И так далее по цепочке до директоров, которые тратят деньги и нервы, чтобы обеспечить зарплатами своих работников, убирая с них огромный пласт проблем за владение капитала и его рисками.

Никакие Илона Маски из вас не получатся, если вы делая одну задачу годами сделать ее не можете.

Сосед

Что касается меня, к концу года я продолжал выбрасывать каждый свой чемодан без ручки, сосредоточившись на простой мысли из Q: интернетом должны пользоваться боты, а не люди. User Experience (UX) уйдет, на смену ему придет Bot Experience (BX).

Продолжение следует…

Денис Сергеевич Басковский

Философ, изобретатель и поэт.

time
Предыдущая статья

Путь разработчика. Часть 0хD. Гнёт времени

1ccpylhdl9fyq
Следующая статья

Путь разработчика. Часть 0хF. Замыкание или трансцендентность