Page Nav

HIDE
HIDE
GRID_STYLE

Путь разработчика. Часть 0xD. Гнёт времени

«У того, кто применяет машину, дела идут механически, у того, чьи дела идут механически, сердце становится механическим. Тот, у кого в г...

«У того, кто применяет машину, дела идут механически, у того, чьи дела идут механически, сердце становится механическим. Тот, у кого в груди механическое сердце, утрачивает целостность чистой природы. Кто утратил целостность чистой простоты, тот не утвердится в жизни разума. Того, кто не утвердился в жизни разума, не станет поддерживать путь». (Чжуан-Цзы)
«Разве можно назвать обретшим [истину] того, кто бедствует?» (Чжуан-цзы)
Помню, будучи ребёнком, мне однажды дали поиграть на кнопочной Nokia. На ней была запущена Змейка, ставшая впоследствии объектом олдфажной ностальгии. Играя, я очень скоро случайно нажал не на ту кнопку, которая перекинула меня на домашний экран телефона. Для меня это был шоковый момент: я не смог разобраться как вновь зайти в игру и думал, что поломал её. С тех пор UI стал проще, а UX насыщеннее. Нынче телефоном может свободно пользоваться какой-нибудь обычный 4-летний пиздюк.

Но есть и обратная сторона прогресса. Прежде детальные интерфейсы прошлого превращаются в наполненные однообразными градиентами цветами одинаковых апп, упакованных единым языком дизайна Flat/Material. Сложные готические шрифты сменяется на одинаковые Гельветики. Творчество вянет в постоянной минимизации, оставляя на выходе похожий набор зарекомендовавших себя компонентов. Знания сужаются: толстые тома трактатов замещаются научно-популярными пятиминутными ликбез-роликами в интернетах. Взамен обучению целого, мы запихиваем в умы неокрепших разрозненные вещи, считая, что так нужнее бизнесу, который в свою очередь, под влиянием безумной конкуренции предоставляют дешёвые услуги только за счет масштаба. То же самое наблюдается в любом конструировании: выкидывается любая дороговизна ручной разработки в пользу конвеерных деталей. Вместо вызывающих вызов воображению декораций наступает эпоха фантомной стерильности. Ради покрытия большего вовлечения покупателей, продукт становится настолько интуитивным, что жертвует собственной индивидуальностью, а вместе с тем, сильнее падает планка знаний конечного пользователя.
«Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе. И обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего признания…» (Человек в поисках смысла)
"Век информации обещал нам возможность выбора и общественного диалога", - полностью сбываются предположения Кляйн на псевдовыбор из пары альтернатив. Абсолютное исчезновение живого диалога заметно в бездне петабайтов комментариев в очередной пикче. Бренды становятся узниками собственных акционеров, их символы - надежным вкладом в будущее планеты. Гиганты поглощают/копируют действительно интересные стартапы, обеспечивая себе надежное слияние радикальных революционных идей в рамках существующих бизнес целей. Да, остаются единицы настоящих хакеров, но эти санитары леса давно не способны преломить привычки пользователей, за которыми неустанно следит взор неолиберализма, глобализации и транснациональных корпораций. Мир погряз в «Четвертой мировой войне» соревнующимися между собой платформ, за ширмой открытых стандартов которых, скрываются алгоритмы обработки больших данных каждого входящего в сеть. 

Пока государства создают законы, карающие за преступления без потерпевшего, корпорации свободно продают данные о своих пользователях третьим лицам. Я в это время нахожусь под эффектом Пигмаллиона, явственно осознавая, что никакая технология ни на йоту не меняет самого человека. Суть технологий, впрочем, как и всего изобретённого, заключается ровно в одном - во всеобщем упрощении. Созданное - умнеет, создатель - тупеет. Вы готовы смириться с этим? - Я нет. Я разочаровался в ИТ.
«Если вы уже в яме - переставайте копать.» (Gettings Things Done)
Всё прибывающая волна умных сервисов, кэшбеков и цифровых доставок, всерьёз пугала своими растущими планетарными масштабами. Образовывался нарастающий эскапический пузырь, готовый в любой момент взорваться соплями бородатых айтишников с выбритыми висками, успевших заразиться вирусом отрицательной идеи: "Успей заработать миллион в молодости, создав игру принесшую миллион, а лучше стартап проданный за миллиард". Мир настоящего сходил с ума, мир будущего подходил с тыла, в воздухе витал катарсис, сравнимый с проработанными сценариями классиков, а мне хотелось успеть почувствовать настоящее, просочиться сквозь эту обильную растительность техногенеза, скрыться от экзистенциального страха быть повсеместно заменённым Машиной, получая трехразовое питание безусловным базовым доходом. Такова удивительная часть взросления: в 20 лет учиться на инженера, мечтая создавать ховерборды, открытые виртуальные миры, плавучие города и космические аппараты, а спустя каких-то пять с лишним лет, проснуться с чувством идиотской тупости и безверия во всё человеческое.
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся.» (Оливер Уэнделл Холмс)
Проходит год, как я заразился чужой целью пилить стартап. Бичи разработки к этому времени в целом были пройдены: видение продукта устаканилось, хоть и серьёзно колебалось от встречи к встречи. Были вау-моменты предательства, нелепая кража идеи, голожопные интеграции с другими сайтами и разной степени удивления пользователей. В этом обреченность стартапов: пытаться удивить своих пользователей, но с каждым разом граница их восхищения будет ниже, так как пользователи неблагодарны, хотят всегда больше, лучше, раньше.
«Следуйте за клиентом и получите стабильный результат». (И.Адизес)
Наш любовно сделанный маленький продукт, сырой, тормозной, дорогой велосипед, который нуждался в вечном рефакторинге, на который иногда добавляли реактивный двигатель и чинили, чинили, чинили. Это во влажных мечтах программиста можно один раз написать код и забыть. В реальной жизни даже в жутком легаси все не так. В стартапах, само собой, своя атмосфера. В ней есть свои прелести - у тебя большая свобода выбора инструментария, фич, подходов. Иногда этого достаточно, чтобы случайно сделать что-то действительно инновационное в ходе разработки, что в свою очередь, может стать достаточным, чтобы вытолкнуть некий топ, точно и вовремя ударив в его Ахилессову пяту. В качестве меньшего плюса, твое решение будут дольше копировать, что принесет конкурентное преимущество. Важно лишь помнить, что сам продукт с высокой вероятностью станет нежизнеспособен в ближайшие месяцы/годы и весь твой труд в его изготовлении станет ненужным бинарным мусором. 
«Новые компании терпят крах по одной и той же причине – не хватило денег». (vc.ru)
Во время разработки я уяснил для себя особенно важный пункт - денежная составляющая твоего выхлопа для компании.

Первое: целесообразность оплаты кодовой фичи.
Разработка кодовой фичи стоимостью 1 лям нецелесообразна когда 2 человека с оплатой в 10к в месяц спокойно справляются с этим. Поэтому все самые значимые программные приблуды могут позволить себе либо очень богатые конторы либо дураки, не умеющие считать. Поэтому не нужно бояться нанимать людей на рутинную работу.

Второе: формирование конечной цены продукта.
Нельзя не разбираться в формировании цены, тем более уходить в крайности. Можно успешно продать полурабочий MVP за цену хорошей яхты, а можно не суметь продать безукоризненно работающий продукт себе и работать в убыток (предоставляя бесплатный продукт). Уже по стоимости можно начать создавать себе портрет пользователя, прилагая меньшие усилия чтобы понравиться всем. Короче говоря, продукт должен стоить ровно столько, сколько за него готовы предложить, плюс наценка твоей работы. Иначе либо предприниматель будет казаться идиотом, либо пользователи будут казаться идиотами в глазах предпринимателя. И то и другое в конечном итоге срывает любой бизнес в долгую.

Клиент все не шел. Атмосфера открытости дала трещину, начались недоговорки. И меня выкинули из стартапа.


Продолжение следует...