Page Nav

HIDE
HIDE
GRID_STYLE

Путь разработчика. Часть 0x8. Сядь, умолкни и сосредоточься

«У каждого должна быть своя история, собственный нарратив. Такие рассказы ценны, незаменимы. Мы не знаем, кто мы такие, до тех пор, пока...

«У каждого должна быть своя история, собственный нарратив. Такие рассказы ценны, незаменимы. Мы не знаем, кто мы такие, до тех пор, пока у нас не появится воображаемая версия самих себя. Без неё мы практически не существуем." (Славой Жижек)
«Однако есть ли что милей на свете
Чем уноситься в дух былых столетий
И умозаключать из их работ,
Как далеко шагнули мы вперед?» (Фауст)

Раньше я думал будь у меня программно-языковые знания этого будет достаточно для запиливания проектов. Потом к этому массиву добавился элемент графический: макеты, дизайн, анимации. Уже потом, спустя несколько итераций, я понял, насколько важен административный фактор. Сейчас он кажется мне чуть-ли не одним из самых важных. Будь у тебя команда из первоклассных профессионалов и вагон времени этого будет мало если непосредственный руководитель не может скоординировать разработку, направить её вектор развития в одну сторону.

«Приём на работу — самая важная из обязанность руководителя»
(Deadline. Роман об управлении проектами)

Сейчас смотря на разработку 1or2 я ясно вижу какие ошибки совершил. Собрав игроделов я попросту передал эстафету лидерства другому человеку, при этом параллельно разрабатывая Q и тратя время на получение ЗП. Я очень много позволял тестировщикам на ранних этапах, хотя уже тогда знал что настоящая работа тестировщика начинается на стадиях пререлиза. Я выполнял много хотелок игрового дизайнера, потратив уйму времени на удобство его работы через GoogleDocs. Найдя отличного JavaScript программиста, лучше которого я пока не повстречал, я не смог его надолго удержать, я был слишком нищеброден для этого. Короче говоря, я тратил время на удобство работы, а не на саму работу.

«Невозможно экономить время, пытаясь делать все больше и больше» (Deadline. Роман об управлении проектами)

Именно в то время я окунулся с головой в книжки про менеджмент, управление разработкой, управлением временем, найм персонала, маркетинг и т.д. Я хотел найти формулу, чтобы впредь быть более аккуратным. Все мои с трудом найденные знания я бережно переносил в ленты, скрывая самые важные в частном доступе. Я много узнал про характер настоящего руководителя. Что его сложно скрыть. Он подобен большому пальцу на руке, перпендикулярно смотрящий в другую сторону от остальных пальцев. Более странный чем остальные. Своим положением единственный до которого могут достучаться все остальные. Этот изгой, способный только тянуть и нелепо скрючиваться, единственный, кто способен защитить все остальные пальцы, покрыть их собственной персоной. Или же, не понимая собственной власти, гнусно прятаться под всеми остальными, превращая руку в слабый кулак...

«Взвешенность приходит с опытом, являясь следствием осмысления ошибок» (Как пасти котов)

Чтобы делать что-либо требуются: знания, умения, ресурсы, силы. Все это держится на дискретном времени, каждый тик распределяя это в разных пропорциях. К лету 2016 года у меня сложилось отвращение ко всему софту, железу и всему компьютерному. Мне становилось скучно от всего этого. Скучно давать компьютеру команды, которые он интерпретирует 1 в 1. Может, если компьютерам и суждено стать чем-то большим, то быть не просто мощным калькулятором, выводящим фотореалистичный UI поверх ресурсоёмких алгоритмов, а стать чем-то более интимным, программировать не кодами, но образами. Не просто давать виртуальное пространство для экспериментальных подделок человеку, а предоставить компьютеру самому ставить свои эксперименты.

Крайности превратны, бюрократия и свобода не лучшие слова для разработки ПО. Нужно как-то совместить их в золотом сечении, чтобы разработчик больше разрабатывал, менеджер больше менеджерил, руководитель руководил, но каждый имел часть возможностей другого.

«Если вас не заводит ваша работа, возможно, вы выбрали не ту работу» (Как пасти котов)

К этому времени я полностью перестал читать кодерские книжки, что для мира фронтенда почти самоубийство. Только лента из hackernews могла меня удержать на 5 мин в рабочий день. В остальное время предстояло поддерживать сопливую архитектуру, держащуюся на всех премудростях противоречащего ТЗ и слабого понимания что предстоит делать дальше.

«Если аналитик бизнес-требований утверждает, что занимается уточнением рамок, знайте: он их раздвигает» (Как пасти котов)

Сегодняшнее рабство работы и ее плохой результат есть наглядный пример работы простых обещаний.
Что если создать задачу, где сотрудник будет не обещать выполнить работу к установленному им сроку, а настоящим отвечать за выполнение к установленному сроку? Сейчас это выглядит так: я обещаю бережно выполнять свои обязанности за какую-то сумму. Звучит не очень, такой труд ставит на интуитивном уровне работника в качестве раба своего хозяина, который волен руководить им как ему хочется, и зависит только от его характера. Так не пойдет. Используя механизмы которые описал Ротбард в своей "Этике свободы", данный пример может выглядеть так: я настоящим выполню эту работу к следующему понедельнику за 50 уе иначе выплачу компенсацию в размере 100 уе. Такой шаг простой шаг установит границу работы наемника и его инвестора. Он явно затронет мотивацию первого и остановит хотелки второго, и первый и второй смогут решить вопрос через суд если границы были нарушены, если кто-нибудь из них решит читерстнуть. Принимать решение должны люди работающие над проектом.

С этим начался август. Двухнедельного отдыха мне хватило только, чтобы понять насколько меня всё заебало. Завидую тем, кто имеет время на раздумывание, передышку, паузу. Хотя бы на год, чтобы ответить на собственные вопросы: "Что ищу и что хочу?", попутно достигая именно этого. Я же зомбирую себя пять дней в неделю, чтобы в оставшиеся два дня в бешеном темпе наверстывать упущенное. Хорошо, хоть стал больше времени уделять на собственное здоровье, в довольно краткие сроки пофиксив основные свои болячки. Но душевная скорбь осталась на моём лице, только натянутая улыбка могла скрыть её для непосвященных.
Во время отдыха я быстро накидал в своём файле ста вопросов что планирую сделать, привёл в порядок свой код на гитхабе, сформировал roadmap'ы. Уже тогда я понял что не хочу делать B2B. Продукты для бизнеса хоть и приносят очевидный гешефт, но они как в сериале Кремниевая долина s3e2 про железную коробку, будто делаешь маленькие металлические гробики. Не поэтому ли Intel/AMD отдают свои блестящие камни на аутсорс сборку? Q должен быть C2C. Для этого мне пришлось полностью пересмотреть своё отношение к посреднику. Наверное это выглядит немного странно для меня, ведь прежде я считал что любое посредничество таит в себе зло.

Текущее начисление ЗП в виде аванса и остальной части, которое практикуется сегодня во многих ИТ конторах, существенно ослабляет мотивацию работнику, не давая полноценной отдачи от работы в виде ЗП. Даже добавив индексацию в зависимости от проделанной работы это в сущности не особо сильно повышает видимость отношения работа <-> деньги.
Я вижу выход из этой ситуации в более тесном связывании рабочего процесса и получения оплаты за свой труд. Таким образом, например, внедряя двухнедельные спринты у себя на проекте, работники будут получать аванс после утверждения требований и оставшуюся часть в зависимости от успешного их выполнения.

«Если вы рветесь со своими "хорошими идеями" прежде, чем определена цель, перспектива, собрана сопутствующая информация и все плохие идеи, то вам не мешало бы охладить свой пыл» (Как разобраться с делами)

Пока я прикидывал что делать со своей профессиональной жизнью я обдумывал несколько вариантов.
Во-первых, свалить с работы, подучить английский и свалить в гермашку. Так, хотя бы выйду на англоязычный уровень. Минусов в этом решении я видел много. Главное, не факт что я там задержусь надолго, и самое главное, опять буду работать у работодателя, придётся заморозить остальные проекты.
Во-вторых, свалить с работы и основать конторку gotois, где успею доделать если не 1or2, то возможно другие свои проекты, о которых много размышлял, например, постапокалиптическую онлайн RPG "Nearest Station". Но это сопряжено ещё большими рисками.
В-третьих, забить на все личные проекты, начать пилить Q в полную силу. На мои плечи тогда бы пошёл поиск инвесторов, разработка прототипа, хантинг и пр. К сожалению, в россияшке сделать такой проект, наверное, нереально. Здесь относительно легко получать бабло за копирование довольно успешных западных проектов, а вот делать что-то уникальное чревато. Опыт прошлого, как ни скажи.
В-четвертых, остаться на месте, вылечивая своё подорванное здоровье, получая какой-никакой опыт, экономя бабло и пиля в свободное время некоторые ништяки, которые должны попасть в ядро Q. На расслабоне обучаться английскому и ходить на треню. Как оказалось, даже так я не всё могу потянуть.

Брать и обучение, и работу, и треню невероятно сложно. Я просто метался от одного к другому, не понимая как всё успеть. Пришлось прикинуть приоритеты. Решил инвестировать в актив, что реально окупится, в знания.

"Начиная крупный проект, следует четко осознавать, что вы ввязываетесь в серьезное дело, а значит, что-то обязательно пойдет не по плану» (Хабр)

Написать как сильно программисты не понимают друг друга. Заказчика и прочее. Они даже не могут нормально общаться между собой, опасаясь, что кто-то заметит их непрофессионализм, иногда из-за воспитания, иногда по дружбе. Это дало мне задачу - перенести понимание на более глубинный смысл в качестве дневника - ProstoDiary.

Каждый вечер и каждое утро я продолжал читать. За полгода успел прочитать около 30 книг. Это была не проза, не фантастика или прочая лирика, а хардкорная научная литература. Я хотел закончить обучение сперва на русском, чтобы впоследствии переключиться на другие языки.

Продолжение следует...